8-800-775-16-16
Сохраняя традиции, продолжаем движение
Пресс-центрКомпания в СМИСпрос растёт по сегментам (Гудок)

Спрос растёт по сегментам (Гудок)

Источник: Гудок
7 мая 2019
Закупки нового подвижного состава зависят от действующих ставок на вагоны

Алексей Савельев, начальник отдела исследований товарных и транспортных рынков АО «Первая грузовая компания» (ПГК)

После ажиотажного спроса на новые вагоны сейчас на сети железных дорог достигнуто близкое к равновесию состояние по балансу парка. Несмотря на это, интерес к новому подвижному составу остаётся высоким среди собственников – предполагается, что по итогам 2019 года количество построенных вагонов составит 73 тыс. единиц (плюс 4 тыс. вагонов к уровню прошлого года). 

Наша компания готова расширять парк грузовых вагонов в разных сегментах, и мы заинтересованы в поддержании баланса родов подвижного состава в парке, чтобы не зависеть от изменчивости рынков. Эксперты ПГК анализируют спрос на перевозку от разных компаний и отраслей в целом, а затем дают заключение о необходимости расширения количества тех или иных вагонов или сохранения их числа на прежнем уровне. В частности, в феврале 2019 года мы уже анонсировали закупку первой партии из 40 кубовых крытых вагонов в рамках контракта с ОАО «Алтайвагон». 

В фокусе внимания ПГК находится в том числе подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками. Сейчас их покупают в основном под перевозку угля, как правило, на маршрутах со 100-процентным порожним пробегом. У ПГК есть ряд маршрутов, где повышенная грузоподъёмность востребована. Тем не менее к такому подвижному составу у нас сдержанный интерес, поскольку сложившаяся грузовая база, прежде всего продукция металлургических предприятий, предполагает оптимизацию порожнего пробега и сдвоенные операции. 

Стоит отметить, что в настоящий момент наши усилия сосредоточены на окупаемости уже вложенных средств и улучшении показателей работы существующего парка. 

Сегодня все игроки рынка железнодорожных перевозок ощутили на себе дефицит запчастей, в том числе литых деталей тележек для вагонов повышенной грузоподъёмности. Некоторые производители не формируют на складах оборотный запас своей продукции. 

Помимо этого с 2017 года мы живём в условиях нехватки колёсных пар. Операторы надеются, что выход на отечественный рынок китайского производителя поможет улучшить ситуацию. Однако этого мало. Нужно предпринимать самостоятельные действия, чтобы обезопасить себя от длительных простоев вагонов в ремонте. Один из приоритетов ПГК – обеспечение ремонтной безопасности своего парка. Компания создаёт собственный запас дефицитных деталей. Они могут быть использованы как на сторонних предприятиях в случае отсутствия, так и при проведении работ в собственных вагоноремонтных комплексах. 

На решение о расширении парка влияют также действующие ставки на вагоны. Для каждого вида подвижного состава ситуация разная. Кроме того, важна не только действующая ставка, но и её уровень в долгосрочной перспективе. Устойчивость развития экономики в целом и отдельных отраслей в частности, привлекательность экспортных рынков, эффективность работы и развитие железнодорожной инфраструктуры, а также прочие факторы оказывают влияние на востребованность и привлекательность перевозок, а значит, и на стабильность спроса на вагоны. В зависимости от конкретных экономических условий и прогнозов развития каждый оператор подвижного состава может делать выводы о том, насколько целесообразно расширять парк в том или ином сегменте или лучше отложить этот вопрос. 

Дефицит подвижного состава мы начали остро ощущать в 2016–2017 годах. Годом ранее началось массовое списание вагонов по сроку службы, и спрос на новые вагоны был ажиотажным. Операторы кинулись заключать долгосрочные контракты с производителями, чтобы обеспечить себя вагонами. Сейчас на сети железных дорог достигнуто близкое к равновесному состояние по балансу парка. Пик спроса на новый подвижной состав пройден, хотя к некоторым родам подвижного состава повышенный интерес сохраняется. 

Так, по итогам 2018 года было произведено 69 тыс. вагонов. При этом если изначально производители ориентировались в большей степени на полувагоны, которые подверглись массовому списанию, то в прошлом году мы наблюдали увеличение выпуска фитинговых платформ и зерновозов для перевозки потребительских товаров и социально значимых грузов. Сейчас рынок в целом демонстрирует спрос на хопперы всех видов – до 3,3 тыс. единиц в год. Отдельной категорией выделяются минераловозы, спрос на которые зафиксирован на уровне 3 тыс. единиц на год. 

По итогам 2019 года будет построено порядка 73 тыс. вагонов. За I квартал произведено 18,9 тыс. единиц подвижного состава – на 10% больше, чем в прошлом году. Свои мощности на 20% увеличили ОВК, «Алтайвагон» и «Рузхиммаш», а также ряд других крупных и средних производителей подвижного состава. В ближайшее время мы не ожидаем острой нехватки производственных мощностей. 

Новый виток повышенного интереса со стороны операторов к новому подвижному составу мы прогнозируем на 2024–2026 годы, когда произойдёт массовое списание полувагонов и цистерн.